Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Летняя школа для молодых исследователей "Выход из авторитарных социалистических режимов (с 1945 года до наших дней)", Москва, 25-31 августа 2014 г.
Летняя школа для молодых исследователей "Выход из авторитарных социалистических режимов (с 1945 года до наших дней)", Москва, 25-31 августа 2014 г.
05.05.2014 08:18

Летняя школа для молодых исследователей  "Выход из авторитарных социалистических режимов (с 1945 года до наших дней)", Москва, 25-31 августа 2014 г.

После окончания Второй мировой войны и крушения колониальных империй во второй половине XX в. возникло множество авторитарно-социалистических режимов, построенных на господстве единственной партии, заявлявшей о своей верности социализму и управлявшей огосударствленной или коллективизированной экономикой. Раньше или позже эти режимы рухнули. Летняя школа будет посвящена исследованию механизмов распада подобных режимов, а также принципам функционирования институтов и практик, унаследованных от социалистического и авторитарного прошлого, в период после смены политической системы. 

Школа соберет молодых историков, социологов, политологов, антропологов, филологов, киноведов и культурологов, которые изучают не только СССР и Восточный блок в период после 1945 года, но и арабский, африканский и азиатский опыт политических трансформаций, что поможет выработать глобальный подход к этим феноменам и преодолеть традиционные барьеры между специальностями и географическими ареалами исследования. 

С политической и институциональной точек зрения крах авторитарных режимов происходит в самых различных формах и с разной скоростью. Он может случиться в результате успешных либо безуспешных попыток реформировать систему «изнутри» (после смерти Сталина или Мао, отставки Фиделя Кастро,
советско-югославского раскола, Перестойки и т.д.) либо связан с каким-то внезапным событием: смертью вождя, государственным переворотом, революцией, военным поражением, – которые не обязательно ведут к немедленному слому системы. В этот момент страна входит в особый период, который, в зависимости от контекста, называют «переходом», «либерализацией», «демократизацией», «оттепелью» и множеством других терминов с приставкой «де-» (десталинизация, десоветизация) и т.д. Мы предлагаем объединить их общим понятием «выход» (по-французски – sortie), по образцу концепта «выхода из войны» (sortie de guerre). Это выражение означает процесс, который начинается после исчезновения самых явных форм старого режима и сопровождается трансформациями общества: перестраиваются механизмы власти, система права, различные институты, экономические структуры, а также социальные отношения и культурные практики. Подобные трансформации могут строиться на радикальном разрыве с прошлым, который требует привлечь к ответственности часть прежней властной элиты и других политических и институциональных акторов, находившихся у власти; часть этого механизма – люстрации и чистки. Выход из авторитарного режима также может проходить постепенно, в форме последовательной реконфигурации систем власти, политики примирения и забвения прошлого, не говоря уже о перековке элит. Особо предстоит обсудить различные –
лежащие на поверхности или скрытые – пережитки, формы сопротивления и реакции, которые порождают подобные политические трансформации. Поэтому важно учитывать также попытки изменить систему, прежде всего, в Восточном блоке до 1989 г., которые закончились неудачей.
Выход из авторитарных режимов можно изучать со множества точек зрения, которые предстоит рассмотреть на летней школе.

Основные вопросы:
- Трансформации институтов и политических практик, перековка или обновление элит и самой политической системы; роль и преобразования полиции, спецслужб и армии.
- Изменения в сфере национальных, этнических и религиозных отношений и идентичностей (особенно в тех случаях, когда выход из авторитарного режима подрывает господство какой-то из групп
населения или влияние на страну какой-либо иностранной державы).
- Реконфигурация общества и социальных иерархий, реинтеграция лиц, которые подверглись репрессиям или были изолированы авторитарным режимом, сосуществование, конфронтация, реинтеграция противоборствующих социальных групп, жертв и сторонников предыдущего режима.
- Преобразование экономических структур, стратегии деколлективизации, приватизации и либерализации, трансформация концепта частной собственности; реакция населения на эти процессы;
формирование новых экономических элит.
- Память, суд и забвение: процессы и другие формы осуждения или стигматизации лиц, на которых возлагают вину за прошлое; выработка механизмов примирения и забвения; умолчание и утаивание.
- Пересмотр культурных ценностей, который начинается со снятия довлевших раньше табу и отказа от культурных канонов прежнего режима, но часто ведет к возвращению ушедшего: в форме ностальгии либо рефлексии о прошлом; изменение практик, тем, задач и функций культуры в новом социальном контексте.
 Летняя школа будет посвящена выходу из авторитарных социалистических режимов после 1945 года, однако мы надеемся сопоставить этот процесс с выходом из других репрессивных систем, от краха нацизма до демонтажа колониальных империй. Подобная компаративная перспектива станет возможной благодаря участию известных исследователей, которые занимаются этими сюжетами и выступят на школе в роли экспертов. Мы ждем от докладчиков компаративных подходов как во времени, так и в пространстве и призываем рассматривать не только те годы, которые прямо следуют за сменой режима, но и ее длительные последствия. Наконец, участникам школы предстоит сопоставить подходы и методы разных наук:
социологии, истории, политологии, антропологии, филологии, киноведения, культурологии и т.д.
Летняя школа организованна Центром франко-российских исследований в Москве и Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ, Москва) при участии Центра Марка Блока (Берлин), Института международных отношений и европейских цивилизаций (Париж I – Париж IV – CNRS), Центра социальной истории XX века (Париж I – CNRS), Центра исследования России, Кавказа и Центральной Европы (EHESS – CNRS), Фонда «Дом наук о человеке» (Париж) и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ, Москва), с поддержкой центра Tepsis (Государственные трансформации, политизация общества и социальные институции) и объединения университетов heSam.
Она пройдет с 25 по 31 августа 2014 года в Москве.
Помимо ученых-экспертов из Франции, Германии и России, партнерство с РГАСПИ позволит молодым исследователям, занимающимся различными географическими ареалами, познакомиться с советскими архивами (в которых хранятся документы не только на русском, но и на других языках). Одна из целей летней школы – сделать архивные материалы доступными для самой широкой аудитории.
Докторанты (аспиранты) и молодые исследователи могут присылать свои досье, состоящие из CV и заявки (не больше 2000 слов) на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript до 25 мая 2014 года включительно. Научный комитет огласит результаты отбора участников школы в период до 15 июня 2014 года. Отобранные участники должны будут прислать тексты своих выступлений до 15 августа 2014 года.

Все расходы по участию в школе берут на себя организаторы.
Тексты и устные презентации могут быть на французском, английском или русском языках.

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ