Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Из блога А.Н. Алексеева на Когита.ру - "Социологический интегрализм в системе Питирима Сорокина"
Из блога А.Н. Алексеева на Когита.ру - "Социологический интегрализм в системе Питирима Сорокина"
18.09.2017 21:12
alt Свежий выпуск «Вестника Сыктывкарского Университета» (2017, вып. 1) полностью посвящен выдающемуся российско-американскому социологу П.А. Сорокину (1889-1968). А. А.

Пост Бориса Докторова на Фейсбуке от 16 сентября 2017 г.

НОВЫЙ П. СОРОКИН И НОВОЕ О П. СОРОКИНЕ

Свежий выпуск «Вестника Сыктывкарского Университета» (2017, вып. 1) полностью посвящен П. А. Сорокину http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2017/sorokin.pdf.  Фактически, это сборник материалов Сорокина и о нем. Питирим Сорокин предстает здесь в разных ипостасях: социологом-теоретиком, социологом-наблюдателем российской революции и публицистом.

Журнал открывается статьей П. Сорокина: «Ленин – разрушитель» (1924 г.), в которой показаны многие негативные аспекты политики Ленина и большевистской власти. Центральной в содержательном и историко-методологическом отношении является статья В. В. Сапова «Питирим Сорокин и В. И. Ленин». Показано, как Сорокин оценивал личность Ленина и как решения Ленина повлияли на судьбу Сорокина.

Интересного очень много, но не могу не сказать о нескольких недавно найденных письмах Сорокина экономисту и философу Н. А. Сетницкому. Здесь, как всегда в подобного рода документах, мы находим синтез личного и научного.

**

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вестник Сыктывкарского университета (научный журнал)

Выходит 1 раз в год

Серия гуманитарных наук

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ЖУРНАЛИСТИКА

Выпуск 1

2017

Специальный выпуск, посвященный П.А. Сорокину

СОДЕРЖАНИЕ

Представляем номер

1917–2017. Питирим Сорокин и социология революции

Сорокин П.А. Ленин – разрушитель

Сапов В.В. Питирим Сорокин и В.И. Ленин

Ломоносова М.В. Революция как социальное явление в научном наследии Питирима Сорокина.

Ковалев В.А. Питирим Сорокин о социологии революции: анализ катастрофического опыта  – уроки и прогнозы  для современности

Ильин В.И. Штрихи к анатомии русской революции: культурный сдвиг начала ХХ века

Сорокин - социолог, Сорокин - мыслитель: статьи и исследования

Кротов П.П. Питирим Сорокин: от методологических основ изучения морали, альтруизма и социальной солидарности к синтезу теории и практики

Петров В.Н. Кризис как состояние социальной реальности в социологической интерпретации П.А. Сорокина

Василенко В.В. Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в теории социокультурной динамики П.А. Сорокина

Из сорокинского научно-публицистического и эпистолярного наследия

Ломоносова М.В. О книге Питирима Сорокина «Власть и нравственность. Кто

Должен сторожить стражей? (Power and Morality: Who Shall Guard the Guardians?).

Сорокин П.А., Ланден У.А. Власть и нравственность. Кто должен сторожить стражей? (Глава I. Идеологии правящих групп: три взгляда на мораль) –

перевод с английского В.Н. Шикалова.

Из США в Харбин Пять писем Питирима Сорокина евразийцу Сетницкому (1929–1933) – (подготовка к публикации Ю.В. Дойкова)

Обзоры и рецензии

Долгов А.Ю. Основные направления изучения и популяризации наследия П.А. Сорокина в России и за рубежом

Богомягкова Е.С. «Знакомый незнакомец»: литературное наследие П.А. Сорокина. (Рецензия на книгу «Питирим Сорокин. Прачечная человеческих душ. Художественные произведения 1907–1923», Сыктывкар, 2017)

PS. П. Сорокин о Сорокине

Сведения об авторах

**

 

П.А. Сорокин. О Сорокине

Данная словарная статья, написанная Сорокиным и опубликованная в Philosphen-Lexikon: Handworterbuch der Philosophie nach Personen в 1950 г., была переведена на английский язык для журнала Science in context в 1989 г. P.A. Sorokin.

Сорокин Питирим Александрович, родился 21 января 1889 года в маленькой деревне Турья в России [умер в 1968 году]. Обучался в Учительской семинарии Костромской губернии в России (1903–1906), на вечерних курсах в Санкт-Петербурге (1907–1909), в Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге (1910–

1914); магистр уголовного права (1915); доктор социологии (1922); приват-доцент Психоневрологического института (1914–1916); приват-доцент (1916–1917) и профессор социологии (1919–1922) Санкт-Петербургского университета; профессор социологии Сельскохозяйственной академии (1919–1922); профессор Университета Миннесоты (1924–1930); декан факультета социологии Гарвардского университета с 1930 г. Член Исполнительного комитета Всероссийского совета крестьянских депутатов (1917); секретарь

премьер-министра [Керенского] (1917); член Всероссийского учредительного собрания (1918); был приговорен к смертной казни и выслан коммунистическим правительством (1922); эмигрировал в США (1923), получил гражданство (1930). Член Американской академии искусств и наук, Американской социологической ассоциации; почетный член Международного института социологии Чехословацкой сельскохозяйственной академии, Германского социологического общества и Украинского социологического общества; президент Международного института социологии (1936–1937), член Греческой православной церкви.

Если характеризовать социологическую систему в одном-двух словах, то в случае с описанием сорокинской системы среди прочих может использоваться термин «социологический интегрализм». Первое слово – «социологический» – подчеркивает тот факт, что Сорокин понимает социокультурные феномены как категорию sui generis, отличную от неорганических, органических и психологических феноменов и не сводящуюся к ним.

Использование данного термина также означает, что социология изучает эту категорию как таковую изнутри и только опосредованно через отношения между социокультурными, неорганическими, органическими и психологическими феноменами. Этот термин также означает, что главная задача социологии заключается в специализированном изучении организации и жизни социокультурного мира, а также в исследовании наиболее важных отношений между основными классами социокультурных феноменов. И, наконец, это означает, что социокультурный мир является категорией sui generis и что социология должна разрабатывать собственную структуру взаимосвязанных принципов, которые независимы от принципов других наук и приспосабливаются к природе изучаемых феноменов.

Последовательно разбирая эту проблему, Сорокин делает попытку ввести в оборот категории социального времени, социального пространства, социальных связей и прочие,с ними связанные. Эти категории следует отличать от категорий времени, пространства, причинной связи и т. д., так как они встречаются в естественных науках и, как полагает Сорокин, не вполне уместны для адекватного изучения социальных явлений. В своих работах по изучению культурной интеграции Сорокин опровергает ошибочные упрощения, сделанные Дюркгеймом, Де Роберти и другими представителями социологической школы, и в дальнейшем развивает их основные принципы гораздо глубже, чем это было сделано.

Второе слово – «интегрализм» – указывает на еще один фундаментальный аспект теорий Сорокина. Если рассмотреть его социологический метод, то интегрализм выражает прежде всего идею о том, что социокультурные явления имеют два неразделимых аспекта: внутренний (убеждения, ментальность) и внешний (надындивидуальные физические и объективные репрезентации внутреннего аспекта). Эти два неразделимых аспекта должны быть рассмотрены в каждом исследовании социальных явлений. В связи с этим Сорокин дистанцируется от известных «бихевиористов», которые рассматривают социокультурные феномены лишь как надындивидуальные явления, а также от социологическихь «интроспекционистов», которые вдаются в философские рассуждения о «внутренних смыслах» социокультурных ценностей без учета их «объективных» реалий.

В строгом соответствии с этой «интегральной» позицией подход Сорокина требует объединения логико-эпистемологического раскрытия [Erschließung] ,  особенно феноменологического метода, по Гуссерлю, с эмпирическим изучением существенных фактов. Первое крайне необходимо, если мы хотим осмыслить и понять «внутреннюю» сторону социокультурных феноменов; второе крайне необходимо, если мы рассматриваем их внешнюю сторону – то, как она объективируется в эмпирическом мире чувств. По его мнению, ни просто эмпиризм, ни поклонение фактам, будь то статистические, исторические, экспериментальные данные или данные наблюдений, не могут дать надежных результатов без тонкого и проницательного логического мышления, позволяющего проанализировать логические и эпистемологические предпосылки, принципы, сущность, формы и остальные аспекты социологически изучаемых проблем. В то же время можно сформулировать несколько одинаково ценных логических теорий по многим социальным проблемам, но только путем индуктивного исследования существенных фактов можно решить, какая из этих теорий является наиболее адекватной. Логика без этих существенных фактов непродуктивна; «факты» без логики и аналитико-синтетического мышления вовсе не являются существенными фактами, они бессмысленны и не имеют познавательной ценности. Во всех основных работах Сорокина можно обнаружить последовательное стремление согласовать и свести воедино логический метод и метод «исследования фактов»: каждая важная проблема сначала анализируется логически и критико-эпистемологически, а затем сопровождается фактическим подтверждением предложенной теории выводами, полученными благодаря значимым историческим, статистическим, экспериментальным и часто даже экспериментальным данным. В соответствии с этой базовой концепцией Сорокин критикует односторонний подход «простых собирателей фактов», так же, как и «логиков», которые уходят от эмпирической реальности.

Другая характерная черта этого «интегрального»Â  (неэклектичного) метода Сорокина заключается в особом акценте, который он делает на «логико-смысловом» или «феноменологическом» методе как единственном методе, с помощью которого мы можем осмыслить, понять и привести в порядок хаос идей о социальных явлениях с помощью умопостигаемых логико-смысловых концептуальных систем, а также в акценте, который он делает на «причинно-функциональном» методе как единственном методе для понимания и систематического охвата причинно-функционального единообразия в объективном эмпирическом мире социальных явлений.

Таким образом, в социологической концепции Сорокина «интегрализм» возникает ни как просто энциклопедическая коллекция или остаток от других социальных наук, ни как особая дисциплина, исследующая свой раздел социокультурных феноменов, как это было у Зиммеля и других. «Интегрализм», согласно Сорокину, заключается в представлении социологии как генерализирующей науки, которая определяет социокультурный мир как целое и которая в то же самое время является специальной систематической наукой в том смысле, что она рассматривает этот социальный мир как целое только на основании весьма особенных и определенных характеристик. По мнению Сорокина, позиция социологии в этом отношении похожа на позицию менеджера или казначея в коммерческом предприятии: оба имеют дело с фирмой в целом, но только в соответствии с определенными руководящими принципами. Ни один из них не пытается выполнять работу всех сотрудников фирмы. Их вклад действительно имеет особое значение, но тем не менее относится к фирме в целом. Эти специфические руководящие принципы, согласно которым социология рассматривает целостность социального мира, связаны с тем, что периодически повторяется и циклически возникает во времени и пространстве: повторяющиеся формы и типы, повторяющиеся процессы, повторяющиеся связи между различными классами социальных явлений. Поскольку они повторяются, они не единичны; если они не единичны, они принадлежат к целому классу соответствующих явлений. Поскольку формы, процессы и отношения воспроизводятся во всех социокультурных феноменах, они являются общими для всех этих явлений. Поэтому социология является одновременно как общей, так и специальной дисциплиной.

Основная задача социологии – исследовать повторяющиеся формы и типы социальной структуры, социальных институтов и их логических и причинно-следственных связей. Социология начинается с общего – с того, что является свойственным всем социокультурным феноменам, независимо от того, где и когда они возникают, – и заканчивается повторяющимися формами, типами и отношениями, которые присущи только определенному классу социальных феноменов. Поскольку такое исследование дает только логический анализ и классификацию форм, типов и отношений, оно составляет первую часть социологии: теорию социальной структуры и организации. Но социология изучает также их трансформацию и изменение во времени, и это составляет вторую часть социологии: теорию социальных процессов, социальных преобразований и изменений. (С учетом этой позиции Сорокин отвергает понятия «развитие», «прогресс» и всякую линейную концепцию направленности социокультурных и исторических процессов)

Таким образом, социология начинается с «теории форм или структуры» и «теории процессов» простейших социальных явлений и заканчивается социологией культуры в целом. В этой последней части социология становится социологической «философией истории».

Эти замечания дают представление о природе социологического интегрализма в системе Сорокина. Представленные принципы вместе с некоторыми другими проходят через все основные монографии Сорокина, начиная с российской «Системы социологии» и заканчивая «Социальной и культурной динамикой» и «Системой общей социологии» [т. е. «Обществом, культурой и личностью: их структурой и динамикой»]. В этих работах некоторые из упомянутых и другие принципы систематически формулируются и обосновываются в их применении к всеобъемлющему богатству эмпирического материала.

(Написано для словаря П.А. Сорокиным).

Перевод К.П. Лазебной

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ