Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Конкурс эссе "Вторая Мировая: память, ритуалы и мифы. Опыт критического осмысления"
Конкурс эссе "Вторая Мировая: память, ритуалы и мифы. Опыт критического осмысления"
18.06.2020 14:36

Центр независимых социальных исследований в Берлине в год 75-летия  окончания Второй мировой войны, приглашает к участию в проекте: "Вторая  Мировая: память, ритуалы и мифы. Опыт критического осмысления". Посылайте свои работы до 10 августа 2020. Авторы лучших эссе смогут участвовать в поездке по местам памяти четырех стран и в конференции в Берлине. Подробности по ссылке

 

Центр независимых социальных исследований в Берлине в год 75-летия окончания Второй мировой войны, приглашает к участию в проекте: "Вторая Мировая: память, ритуалы и мифы. Опыт критического осмысления". Хотя с тех пор сменилось уже три поколения, но горячие споры о причинах и значении событий войны, статусе мест памяти продолжаются. Политики, общественные деятели, историки разных стран обвиняют друг друга в «искажении исторической правды»; принимают мемориальные законы, призванные защитить «историю от фальсификаций», усматривают в разногласиях по поводу героев или числа жертв желание очернить оппонента.

Цель проекта состоит в совместной критической работе участников из России, Беларуси, Польши и Германии, стремящихся прояснить природу взаимных упреков и найти конструктивный выход из существующих противоречий.

Участниками конкурса могут стать граждане России, Беларуси, Польши и Германии в возрасте до 30 лет. Приглашаются студенты факультетов социальных наук и гуманитарии (социология, антропология, история, журналистика и т.п.), обучающиеся на последних курсах бакалавриата, в магистратуре или аспирантуре, а также историки, антропологи, социологи, журналисты, публицисты, литераторы, блогеры, художники и документалисты.

Конкурс эссе – первый этап Проекта. Чтобы принять в нем участие необходимо
до 10 августа 2020 г. заполнить онлайн анкету (кнопка ниже) и отправить ЭССЕ (текст/видео) объемом от 1000 до 2000 слов или 5-7 минут, на  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Обращаем внимание на то, что «эссе» может быть как текстовым, так и видеовысказыванием (в формате документальной короткометражки и т.п.).

Рабочие языки проекта: русский и английский. Эссе и необходимые документы должны представляться на конкурс на одном из этих двух языков.

Авторы лучших эссе станут участниками двухнедельной поездки (study-tour) по России (Санкт-Петербург, Ржев, Катынь и Смоленск), Беларуси (Минск и Брест), Польше (Варшава и Гданьск), Германии (Берлин и Дрезден), где будут организованы посещения мест памяти, музеев и мемориалов, дискуссии с исследователями и активистами, самостоятельная и групповая работа участников поездки. Поездка планируется на середину и вторую половину ноября 2020 года. 
В зависимости от обстоятельств (в связи с эпидемией Covid-19), эта дата может быть перенесена на более поздний срок.

Завершающий этап Проекта - конференция в Берлине, на которую мы пригласим авторов четырех лучших эссе, и где пройдет церемония награждения. Конференция была запланирована на вторую половину ноября, но, как и с поездкой, вопрос о сроках пока остается открытым.

Все расходы, связанные с участием в ознакомительной/учебной поездке и конференции организаторы берут на себя.

В эссе вы можете обратиться к обсуждению одной из проблем/тем, сформулированных ниже, или предложить свою собственную.

Выбор страны (стран), на примере которой будет раскрыта тема, зависит от авторов, но просим учитывать, что в фокусе внимания проекта - опыт России, Беларуси, Польши и Германии.

Варианты тем для эссе:

• Вторая Мировая: «История» и «память», как объекты государственной политики и личного/коллективного опыта (взаимные умолчания, противоречия, способы сосуществования и т.п.);
• Роль памяти о войне для внутренней и внешней политики в России, Беларуси, Польши, Германии;
• Мемориальные законы: Pro et contra;
• Когда началась и когда закончилась Вторая Мировая война: споры вокруг периодизации.
• Рассказы о войне в СМИ: опыт критического чтения;
• Вторая Мировая война в школе и школьных учебниках (истории, обществоведения, литературы);
• Личный опыт памяти и участия в публичных ритуалах коммеморации войны: чему нас (не) учит школа; военные парады, бессмертный полк и т.п.?;
• Локальные традиции памяти о войне (дни освобождения городов и регионов; локальные жертвы и герои, локальные места памяти);
•Литературные образы: война, ее участники, герои и жертвы в прозе и поэзии;
• Отображения событий войны, жертв и героев в кино, театре и живописи (опыт критического взгляда);
• Современные арт-проекты, как способы работы с опытом мировой войны;
• «Жертвы» и/или «герои», «освободители» и/или «оккупанты», «коллаборационисты» и/или «борцы с режимом»? Национальный опыт осмысления участия в Холокосте;
• Как сделать "видимой" повседневность войны: способы визуализации и нарративизации;
• «Исторические документы» и работа с ними: как историки, кинодокументалисты и т.п. распознают и обращаются со свидетельствами опыта прошлого.

Проект финансируется МИДом Германии.

По всем вопросам обращайтесь  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ