Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Борис Докторов: "Одной из дорог гравитационного поля С.Н. Иконниковой. Мастер-класс анализа предбиографии"
Борис Докторов: "Одной из дорог гравитационного поля С.Н. Иконниковой. Мастер-класс анализа предбиографии"
21.04.2021 16:26
"Дорогая Светлана, закрутился, никак не откликнулся на твой юбилей, 90 лет – весьма достойная дата. Не сложилось у нас интервью, видит Бог, мы начинали. Жаль, но все равно ты присутствуешь в истории нашей социологии, которую я пытаюсь воссоздать, и, конечно, ты – одна из ярких фигур в истории становления и развития ленинградской социологической школы"

Одной из дорог гравитационного поля С. Н. Иконниковой

Мастер-класс анализа предбиографии

 

Дорогая Светлана, закрутился, никак не откликнулся на твой юбилей, 90 лет – весьма достойная дата. Не сложилось у нас интервью, видит Бог, мы начинали. Жаль, но все равно ты присутствуешь в истории нашей социологии, которую я пытаюсь воссоздать, и, конечно, ты – одна из ярких фигур в истории становления и развития ленинградской социологической школы. Воспоминания многих из моих собеседников позволяют понять и описать контекст твоего движения в социологию и собственно твою научную и педагогическую деятельность. Я написал небольшую книжку о Володе Ядове, опубликовал немалую часть моей переписки с Игорем Коном, провел интервью с Альбертом Барановым, Андреем Здравомыслов и Аллой Русалиновой. Здесь и твое начало. О работе с тобой рассказали: Игорь Травин, Олег Божков и Алла Корниенко.

***

Светлана Николаевна Иконникова (1930 г.р.) – давно завоевала признание советского / российского социологического сообщества, она – доктор философских наук, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Ленинского комсомола. Она – одна из тех, кто в ранние 60-е начинал социологическое изучение проблем молодежи, четко осознавая сложность и актуальность этой тематики. Она создала и многие годы возглавляла кафедру теории и истории культуры, дав простор для современных культурологических исследований. Общавшиеся с ней всегда говорят о её особом шарме, дружелюбии, умении находить решения в сложных научных и житейских обстоятельствах.

1 сентября 2015. С.Н. Иконникова привела в школу на ул. Шпалерной 50а свою правнучку. Несколько лет после войны она сама ходила в эту школу

10 апреля сын Светланы Николаевны – Валерий Иконников, с которым мы много лет назад работали в Институте социально-экономических проблем АН СССР, прислал мне статью «Гравитационное поле С. Н. Иконниковой» [1], лишь пробежав текст, я написал Валерию, что все внимательно прочту и свяжусь с ее авторами. В статье отмечается,  что она подготовлена к 90-летию С.Н. Иконниковой, но в ней нет ничего «типично-юбилейного», ни в содержании, но в стиле, ни в лексике. Настоящее историко-биографическое изыскание.

Авторы статьи: Владимир Иванович Шаронов (инициатор этой работы) и Сергей Борисович Синецкий) – бывшие аспиранты Иконникой, и они постарались отразить в тексте все свое уважение к своему наставнику. Специфичность, даже уникальность статьи во многом определяется выбором направления анализа биографии Иконниковой, весьма редкого в нашей социологической литературе. Редкого – в силу двух обстоятельств: неразработанности жанра и трудной доступности необходимых в таких случаях материалов. Речь идет о разработке Шароновым и Синецким предбиографии Светланы Николаевны. Поскольку авторы ссылаются на одну из моих работ, процитирую и я свой давний текст: предбиография «это - долгий процесс формирования семьи, в которой [человек] родился и воспитывался. Одни люди хорошо знают это прошлое и имеют возможность ощущать себя частью долгой истории своей семьи, для других – эта история очень коротка, для третьих – ее вообще нет». Далее я лишь отметил, что предбиография обрывается в момент рождения и сразу начинается собственно биография. Но авторы пошли дальше: «Напротив, предбиография способна воскресать в душе взрослеющего человека и затем жить, все больше восполняясь подробностями в тишине его раздумий, в доверительном разговоре с другом, в исповеди. А потому значение предбиографии расширяется до представлений человека о значимых лицах и событиях в судьбе тех, кого сам этот человек уже, быть может, не застал в живых, но кого он считает созидателями судьбы своей фамилии, своего рода».

Я ни секунды не противился этому дополнению, ибо сказанное Шароновым и Синецким полностью совпадает с моим понимание сути предбиографии и ее роли в жизни человека, и именно в подобном ключе я и интерпретирую это понятие, именно для того оно и было введено.

В письме от 17 апреля Владимир Шаронов кратко описал, как собиралась информация об истории семьи С.Н. Иконниковой: «Я собирал информацию по крохам. <…> Что-то рассказал ровесник С.Н. мой покойный друг Анатолий Яковлевич Куклин, что-то – коллеги по кафедре, ныне работающие. Что-то она сама мне рассказывала короткими абзацами. Пришлось много искать об обстоятельствах жизни населения в Нерчинске, в Иркутске, Благовещенске, о золотодобытчиках и бурятах. О бурятах конца 19-го начала 20 века прочитал достаточно много. И всякий раз приходилось вытаскивать по нитке-две важных сведений».

Я понимаю, какую радость испытывал В. Шаронов, отыскав даже малую кроху нужной информации. Сам неоднократно испытывал подобное чувство.

Мне повезло, на первых шагах моих биографических поисков, в 1999 году, я прочел, что Джордж Гэллап – американец в десятом поколении. Вскоре обнаружил, что TheGallupFamilyAssociation, существующая с конца XIXвека, выпустила книгу с кратким представлением всех членов этого огромного клана, замечу, среди них есть даже два президента США – Джордж Буш-ст. и Джордж Буш-мл. Написал президенту Ассоциации, и он прислал мне в подарок эту книгу... простор для начала предбиографического анализа. Сделаное тогда представлено в разделе «Американец в десятом поколении» в книге «Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов»http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/books/Doktorov_Reklama.pdf. В последующие двадцать лет я изучил более 200 биографий российских коллег, но не встретил жизнеописания, которое представляло бы интерес для изучения предбиографии.

И все же, в 215-м биографическом интервью (2019 г. ), в котором моим собеседником был А.А. Вейхер, я читаю: «Прямые письменные свидетельства и рассказы о реальных людях с событиями их жизни начинаются в нашей семье с конца 18 века. По разным веткам восходящего древа прадедов и прабабушек с разным числом пра- я знаю девять». И, развивая сказанное, Андрей подводит итог: «Разнообразие этих людей, ещё расширившееся в их потомках промежуточных колен, сформировало во мне комплекс “добросовестной помеси” как этнической, так и социальной» https://www.isras.ru/files/File/doctorov/2020/Vejkher.pdf. Действительно, в этом  суть предбиографии.

Авторы не сводят анализ гравитационного поля Иконниковой лишь к рассмотрению ее предбиографии, но я пройду лишь по этой дороге.

Повествование о семье Светланы Николаевны начинается со следующей зарисовки. Как-то Иконникова «принесла на кафедру фото пожилой бурятки в дэгеле с курительной трубкой в руках. Оказалась, что это была ее прабабушка – бурятка Агапия Клюкина (1846–1926). Именитой, научно титулованной правнучке очень хотелось, чтобы мы разглядели в ней сходство с самой простой сибирской женщиной, запечатленной на снимке. В этом эпизоде, в настойчивом желании жизненно умудренного ученого как-то очень по-детски прямо и открыто дополнить свое переживание внутренней связи с предками внешним подтверждением коллег, проявилась та особая значимость, которую придавала Светлана Николаевна истории своей семьи».

Но семейная хроника начинается даже раньше – с прапрадеда героини исследования – Андрея Яковлевича Меховицкого (1789–1848), уроженца Ковровского уезда Владимирской губернии. Начав службу рекрутом в Белостокском мушкетерском полку, он почти сразу отличился отвагой при обороне Данцига от войск маршала Лефевра. в 1807 г. Пройдя всю наполеоновскую кампанию, в 1823 г. был произведен в поручики с присвоением дворянского титула как офицеру. В том же году его супруга Мария (из семьи польских мещан) родила ему сына, которого крестили с именем Михаил. В 1832 г. или в 1833 г.) поручик Меховицкий был арестован, осужден (предположительно за связь с участниками польского восстания) и этапом отправлен ссыльным в Нерчинск, его жена с сыном последовала за ним. Прошли годы, Михаил закончил в Нерчинске горнозаводскую школу и через несколько лет повстречался с Агапией Клюкиной, вскоре молодые повенчались. Можно допустить, что он бы весьма грамотным и начитанным, всю жизнь Михаил Андреевич служил в судопроизводстве в Верхнеудинске, за что был награжден четырьмя орденами.

Их дочь – Мария Михайловна (1869–1942) вышла замуж за Ивана Константиновича Грядасова (1866–1942), отец которого работал на винокуренном заводе крупного сибирского предпринимателя Ивана Флегонтовича Голдобина. После кончины родителей опеку над Иваном взяла на себя семья Голдобиных и в течение многих лет оказывала ему большую материальную поддержку. После окончания иркутского училища Иван Константинович работал механиком на заводах Голдобина, а потом и управляющим заводами в Сретенском на реке Шилке. В начале 1890-х гг. семья Грядасовых переехала в Благовещенск. Там Иван Константинович построил уже свой завод, а также возвел большой каменный дом на берегу Зеи. И. К. Грядасов был весьма деятельным предпринимателем, механиком, изобретателем. В 1911 г. он организовал золотопромышленное товарищество «Рудник». Свои прииски в верховьях реки Ниман (приток Буреи) назвал Елизаветинскими, по имени одной из дочерей – Елизаветы, будущей мамы Светланы Николаевны. После революции семья получила клеймо «лишенцев», а все имущество Грядасовых конфисковали.

В 1912 году на городском балу в Верхнеудинске Елизавета Ивановна Грядасова (1893–1984) познакомилась со своим будущим мужем Николаем Николаевичем Босенко (1882–1951), выпускником Императорского института инженеров путей сообщения в Петербурге, которого в 1911 году после завершения образования направили в экспедицию на Байкал с целью оценки возможности устройства железной дороги (один из предшествующих проектов современного БАМа). Через год молодые повенчались в церкви Института путей сообщения в Петербурге на Фонтанке. А еще через год Н.Н. Босенко призвали в армию. Судьба оказалась благосклонной к нему, он остался жив.

В 1918 г. семья Босенко переехала в Крым, где Николай Николаевич служил в управлении шоссейных дорог и занимался проектированием и строительством дорог в районе Бахчисарая. В 1920 г. он был арестован, девять месяцев провел в тюрьме, не зная, что там же находился и был расстрелян его родной брат – Сергей. Сам же Николай Николаевич чудом избежал расстрела.

После освобождения он служил в Москве, в Главном управлении капитального строительства. После принятия плана ГОЭЛРО был назначен ведущим инженером, участвовал в проектировании Волховской, Нижнесвирской и Верхнесвирской ГЭС, для чего семья переехала в Ленинград. Тогда, получив весьма щедрые подъемные, Николай Николаевич купил большую четырехкомнатную квартиру на улице Каляева в прекрасном районе старого Петербурга. В 1932 г. профессор Ленинградского политехнического института Н. Н. Босенко создал первую в Советском Союзе кафедру «Производство гидротехнических работ» и руководил ею до 1935 г., затем был направлен на строительство каскада электростанций на реке Тертер (сейчас – территория Нагорного Карабаха). В 1936 г. в результате сильнейшего паводка плотину снесло. По доносу Николая Николаевича снова арестовали. После долгих судебных разбирательств он был полностью оправдан. В годы войны его как строителя перебрасывали из одного места в другое.

Весьма непросто складывалась и жизнь Елизаветы Ивановны, но все же она смогла поучиться в Сорбонне живописи и получила диплом, подтверждающий право преподавать французский язык. Многие годы жизни она занималась живописью, особенно любила писать маслом букеты цветов.

После войны семья Босенко вернулась в свою ленинградскую квартиру на ул. Каляева. Напротив окон комнаты Светланы находились учебные классы Военного инженерно-технического училища. Так познакомились и влюбились друг в друга с первого взгляда: Светлана Николаевна и курсант ВИТУ Вадим Алексеевич Иконников.

Я рассмотрел лишь одну нишу «гравитационного поля» С. Н. Иконниковой – предбиографию, в которой присутствуют многие события российской истории: освоение Россией Сибири, становление русского бизнеса, вторая мировая война, революция и красный террор, индустриализация, критическое отношение к «старым спецам», Великая отечественная война, затронувшая детство Иконниковой. Все ее предки были образованными людьми, жили своим трудом, много и напряженно работали, были успешны в деле, ценили семейные устои.

В рассмотренной статье, а также в обстоятельной биографической статье В.Шаронова «Долгой дорогой компромиссов» [2] просматривается сложный процесс формирования синдрома важнейших ценностей С.Н. Иконниковой, проявившихся в особенностях ее научно-педагогической и организационной деятельности.

***

Дорогая Светлана, в конце рассматриваемой статьи я с особым интересом и даже с трепетом прочел следующий абзац: «В итоге Светлану вывезли из города в августе 1941 г. с детьми сотрудников Художественного фонда, поскольку там работала Елизавета Ивановна. Детей привезли в какой-то интернат около Ярославля, где Светлана заболела. Нездоровье усугубилось из-за сильного недоедания. Каким-то чудом Елизавете Ивановне удалось вырваться из Ленинграда, отыскать Светлану и забрать ее». Теперь поясню и интерес, и трепет.

Мой отец был художником и главным редактором Ленинградского отделения издательства «Искусство», и состоял в Худфонде. В конце августа 1941 года моя мама с двумя трехмесячными младенцами, одним из которых был я, смогла отправиться в эвакуацию в Новосибирск, опять же, по линии Фонда. Так что вполне возможно, что мы ехали в одном поездом... Пусть кто-то скажет – фантастика. Но, по-моему, зачастую фантастика и оказывается правдой.

Благодарю Владимира Шаронова за доброе сотрудничество в процессе работы и Валерия Иконникова за фотографию С.Н. Иконниковой.

Литература

  1. Шаронов В.И., Синецкий С.Б. Гравитационное поле С. Н. Иконниковой (биографическое исследование к 90-летию основателя культурологической школы профессора Светланы Николаевны Иконниковой) // Вестник культуры и искусств. 2020. № 4 (64) https://cyberleninka.ru/article/n/gravitatsionnoe-pole-s-n-ikonnikovoy-biograficheskoe-issledovanie-k-90-letiyu-osnovatelya-kulturologicheskoy-shkoly-professora.
  2. Шаронов В.Долгой дорогой компромиссов (Опыт научно ориентированного эскиза с элементами нон-фикшин о том, возник один из центров отечественной теории культуры). Научная школа доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой, Ленинградский (Санкт-Петербургский) государственный институт культуры. В сб. Современная действительность сквозь призму культурологоческого знания. Материалы международного научно-творческого форума (научной конференции). Челябинск, 2020.
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ