Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Письмо РОС Министру образования и науки
Письмо РОС Министру образования и науки
12.04.2017 11:12
alt Публикуем письмо Российского общества социологов в адрес Министра образования и науки РФ, а также Постановление Президиума РОС «О состоянии и мерах по улучшению социологического образования в вузах РФ» (от 8 февраля 2017 г.).

Министру образования и науки Российской Федерации

д. ист. н., профессору Васильевой Ольге Юрьевне

От Президента Российского общества социологов

д.филос.н., профессора Мансурова Валерия Андреевича

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Высылаем Вам постановление Президиума Российского общества социологов (далее РОС) от 8 февраля 2017 года «О состоянии и мерах по улучшению социологического образования в вузах России». Выражаем сожаление в связи с тем, что никто не был делегирован и не принял участие в заседании Президиума РОС, на которое Вам было передано приглашениеи в котором приняли участие представители всех регионов России,представители ведущих социологических периодических изданий, председатели Исследовательских комитетов Российского общества социологов и представители ряда университетов Российской Федерации.

Реализуя вышеназванное постановление, РОС планирует вместе с Министерством образования и наукиРоссийской Федерации, если Вы сочтете это возможным, или же самостоятельно, провести Всероссийский мониторинг состояния социально-гуманитарного образования в вузах России, обращая особое внимание на подготовку профессиональных социологических кадров и на социологическое обучение студентов всех профилей и специальностей.

Российское общество социологов, опираясь на многочисленные просьбы и инициативы регионов России, предлагает рассмотреть вопрос о включении социологии в число дисциплин, обязательных для изучения студентами всех профилей и специальностейвузов страны.

РОС обращает Ваше внимание на то, что в ряде крупных технических университетов (Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, Тюменский индустриальный университет, Саратовский Государственный Технический университет им. Гагарина, Уфимский государственный авиационный технический университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева,и др.) многие годыготовятся профессиональные социологи, т.е. там сложилась эффективно действующая инфраструктураи система профессионального социологического образования.

Убедительно просим Минобрнауки России не разрушать эти научно-образовательные коллективы на основе формального понимания профильности или непрофильности обучения. РОС считает, что любой вуз, который называется университетом, потому так и называется, что там любое направление обучения является профильным. При формировании квоты бюджетных мест для подобного типа вузов, просим учитывать сложившуюся ситуацию.

Российское общество социологов готово к сотрудничеству по любым вопросам, которые могли бы способствовать развитию, совершенствованию и расширению системы социально-гуманитарной, в частности, социологической подготовки выпускников Российских вузов.

Просим рассматривать это открытое письмо как официальное обращение, ответ на которое будет размещен на сайте Российского общества социологов.

Президент РОС,

Член Совета национальных ассоциаций ЕСА и МСА

д. филос. н., профессор В.А. Мансуров

Постановление

Президиума Российского общества социологов «О состоянии и мерах по улучшению социологического образования в вузах РФ» (от 8 февраля 2017 г.)

Современная социология занимает в общем поле социальных наук особое место. В отличие от других дисциплин она фокусирует внимание на наиболее актуальных проблемах, с которыми сталкивается транзитивное российское общество. Социология ищет и находит объяснения тем напряжениям и конфликтам, которые в нем накапливаются, создает площадки для продуктивного обсуждения путей решения общественных коллизий и противоречий. Социологическое знание является необходимым условием для совершенствования российской гражданской культуры, воспитания молодежи в духе патриотизма, традиционных духовно-нравственных ценностей, общенациональной и этнической идентичности, активного участия в общественной жизни страны. Развитие социологии в значительной степени базируетсяна ее широком изучении в российских вузах, что создает фундаментальные основания для становления поколения граждан, работающих на благо страны и во имя ее будущего.

На основании изучения и обобщения имеющихся фактов, сообщений, поступающих из региональных отделений, Президиум Российского общества социологов констатирует, что:

-в высшем образовании РФ происходит систематическое уменьшение числа вузов, в которых преподается социология;

- сокращаются часы, выделяемые на эту дисциплину;

-ликвидируются профильные кафедры;

- увольняются высококвалифицированные преподаватели, посвятившие немало лет работе по данной специальности;

-в некоторых регионах РФ социологов вообще не готовят (Республика Крым, Якутия и др.)

Численность бюджетных мест, выделяемых по направлению «Социология», за последние четыре года сократилось почти вдвое. Особенно это касается региональных вузов. Между тем,большинство выпускников социологических кафедр профильных вузов востребованы на рынке труда. Они находят работу с учетом полученных ими знаний и компетенций, в том числе – в ряде органов государственной власти, как на федеральном, так, что особенно важно, на региональном и муниципальном уровнях. Изучение социологических дисциплин в непрофильных вузах существенно повышает конкурентоспособность выпускников, дает им навыки анализа ситуации на производстве и в обществе, способствует формированию управленческой культуры у будущих специалистов и руководителей.

Президиум РОС выражает крайнее беспокойство по поводу тенденций сокращения объема преподавания социологии в высшей школе, ее вытеснения из непрофильных вузов. Необходимо понимать, что выведение социологии за рамки непрофильных вузов негативно сказывается на процессах гражданского воспитания студентов, делает их уязвимыми по отношению к ложным, деструктивным идеям, циркулирующим в массовом сознании – религиозному и политическому экстремизму, фундаментализму в разных его формах, национализму и ксенофобии.

Представляется весьма острой проблема низкой оплаты педагогического труда преподавателей вузов. Введение различных небольших доплат за научную работу, публикации и т.п. не компенсирует последствий неоправданной интенсификации их труда, приводит к снижению качества как преподавания, так и научных исследований.. На наш взгляд, этот вопрос требует особого анализа и обсуждения.

В связи с этим Президиум РОС постановляет:

1. Создать Комиссию РОС по наблюдению за состоянием преподавания социологии в российских вузах. В задачу Комиссии будет входить сбор фактической информации об отношении к преподаванию социологии в столичных и региональных вузах.

2. Президиум РОС обязуется подготовить обращение в Министерство образования и науки РФ по вопросу о состоянии преподавания социологии в российских вузах. В нем должна быть особо отмеченаопасность сворачивания в вузах социологии как науки и учебной дисциплины с точки зрения ее роли в обществе и повышении престижа российской общественной науки в мире.

3. На основе изучения ситуации в вузах страны, учебных планов различных несоциологических направлений разработать методические рекомендации, направленные на включение в учебные планы несоциологических направлений социологических спецкурсов, которые способствуют формированию общепрофессиональных компетенций выпускника.

4. Провести исследование преподавательских практик по предмету «Социология» в российских вузах с опорой на региональные отделения РОС. Результаты исследования представить в Министерство образования и науки РФ и Министерство труда РФ.

5. Обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением о включении компетенций, формируемых социологическими дисциплинами, в раздел «Общекультурные компетенции» в структуре результатов освоения программ бакалавриатаи специалитетапо несоциологическим направлениям. Социология в сравнении с философией может развивать не только способность студентов к теоретическому и научно-практическому мышлению, но и практические навыки и умения исследования и осмысления социальной реальности. В связи с этим рекомендовать увеличить число практических занятий, раскрывающих методы современной социологии и демонстрирующих ее исследовательский потенциал.

6. Рассмотреть с участием Министерства образования и науки РФ вопрос о создании совместной комиссии РОС, представителей вузовской общественности и МОН по совершенствованию преподавания социологии в вузах и повышению эффективности труда преподавателей, участвующих в этом учебном процессе.

7. Предложить Министерству образования и науки РФ ввести социологию в число обязательных к изучению вузовских дисциплин. Разработать специальные программы преподавания социологии в непрофильных вузах.

8. Увеличить число учебных и учебно-методических пособий по социологии для профильных и непрофильных вузов, включая электронные, помогающие осваивать основы социологии в современных образовательных форматах.

Президент РОС, д-р филос. наук, профессор В.А.Мансуров

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ