Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Семинар "Манипулирование смыслами и фреймирование в игровой и виртуальной реальностях" в рамках Научной среды 12 марта
Семинар "Манипулирование смыслами и фреймирование в игровой и виртуальной реальностях" в рамках Научной среды 12 марта
07.03.2014 14:38

На факультете социологии СПбГУ продолжает работу открытый междисциплинарный семинар для молодых ученых «Научная среда». Семинар проходит при поддержке двух партнеров: Совета молодых ученых факультета социологии СПбГУ и Центра изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда).

Весеннюю сессию открывает семинар
«Манипулирование смыслами и фреймирование в игровой и виртуальной реальностях»

Встреча пройдет 12 марта, в среду, в 19.00 на факультете социологии СПбГУ по адресу: ул. Смольного 1/3, 9 подъезд, ауд. 229.

Надежда Зиновьева (СПбГУ)
Анализ процесса конструирования интернет-мема

Мемом в широком смысле можно назвать смысловую единицу подражания в социуме. Это и способ передачи информации, и одновременно некий объект, который передается по сетям общения. В качестве объекта мем представляет собой контент укорененной в культуре информации, принимающий узнаваемую форму идиомы, символа, изображения, мелодии или артефакта, которую социальная общность наделяет особым, дополнительным смыслом, актуальным только для членов «ин-группы», понятным только им. Мем является эссенцией культурного опыта, выраженной в краткой форме. Он выступает в роли знака по отношению к глубокому и общему для сообщества культурному знанию. Благодаря своей краткости и актуальности мемы быстро распространяются среди членов группы. Человек, успешно раскодирующий культурный смысл мемов сообщества и правильно использующий их в коммуникации, тем самым маркирует свою принадлежность к сообществу.

Интернет-мемы отражают события повседневной реальности, переживания и отношения пользователей, а также воздействуют на конструирование образа реальности у членов интернет-сообществ. В связи с этим, актуальным видится исследование процесса наполнения случайного объекта смыслом, важным для группы настолько, что он становится мемом – частью культуры, обязательной для понимания и воздействующей на события не только онлайн, но и оффлайн реальности.

Согласно нашей гипотезе, интернет-мемы являются симулякрами и проходят описанные Ж. Бодрийяром четыре стадии становления: от отдельного объекта (изображения или фразы), отражающего реальность, до полноценного самостоятельного функционирующего симулякра интернет-мема. В докладе мы рассмотрим подобное становление на примере ставшего популярным в 2012-2013 годах интернет-мема «Упоротый лис».

Ольга Воробьева (ЕУ СПб)
Переключение фреймов в ролевой игре живого действия

В том виде, в котором ролевые игры известны нам сегодня, они появились сравнительно недавно – менее полувека назад – и только в последние годы стали объектом научного интереса, в том числе и на российском материале. Е. Медведев приводит следующее определение этого явления: «вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящий в воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций, представленных в форме конкретных сюжетов при посредстве формальных моделей и с участием ведущего, исполняющего функции сценариста и арбитра» (Медведев 2003, 17).

Правила ролевых игр в Центральном регионе России обычно предписывают непрерывное нахождение игрока в роли (как правило, игры длятся от суток до недели) и запрещают внеигровые взаимодействия в течение игры. Однако на практике игровой фрейм, несмотря на все запреты, периодически нарушается. Эта особенность и стала отправной точкой исследования. Проведенная полевая работа (включенное наблюдение исследователя в сочетании с систематическим самонаблюдением группы собирателей) показывает, что эмная категория «выпадение из игры» весьма неоднородна и по-разному воспринимается участниками.

В процессе анализа собранного материала была получена матрица (по-видимому, исчерпывающая) возможных переключений фреймов в процессе ролевой игры. Сам материал свидетельствует о том, что не все подобные переключения рефлексируются участниками как «выпадение из игры», а в поле внимания игроков попадают определенные их типы. Кроме того, сам процесс устроен более сложно, чем оппозиция «по игре vs. по жизни», принятая в среде ролевых игроков.

ВНИМАНИЕ! На факультете социологии действует контрольно-пропускной режим. Пожалуйста, захватите с собой паспорт! Сотрудникам и учащимся СПбГУ достаточно показать пропуск или студенческий билет.

Просим вас не позднее 10 марта сообщить о своем желании поучаствовать в работе семинара Александру Пивоварову: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . В письме укажите ФИО и место работы. Эта информация позволит нам оптимизировать организацию мероприятия.

 

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ